Основные этапы подключения и настройки КУ ТРК Пилот

+7 (383) 358-68-69; semico@mail.ru |  Контакты  |  Прайс-лист

Главная / Оборудование для АЗС / Техническая информация

Для правильной работы оборудования его требуется соответствующим образом подключить и выполнить настройку.

Для пультов и контроллеров управления требуется:

  • Выполнить монтаж на АЗС в соответствии с одной из приведенных схем.
  • Установить переключатели под крышкой в нижней части корпуса.

Для контроллеров управления дополнительно требуется:



Монтаж на АЗС

Монтаж на АЗС выполняется в соответствии со схемами подключения.

Приведенные схемы подключения к ТРК отнюдь не исчерпывают все возможные ТРК с которыми может работать оборудование серии ПИЛОТ. Приведены только наиболее характерные варианты. Обычно, любая из отсутсвующих в списке схем колонка может быть подключена по какой-либо из приведенных схем. Для этого следует внимательно рассмотреть схемы подключения пультов и контроллеров, прилагаемые к ТРК.

Единственный тип ТРК, с которым оборудование ПИЛОТ не работает - это так называемые "интерфейсные" - новые модели ТРК "НАРА" и импортное оборудование. Обмен информацией с ними производится обычно по интерфейсу RS-485 и протоколу, который Пилоты не поддерживают. Для управления этими ТРК лучше использовать компьютерные системы.

При монтаже новых АЗС с обычными колонками можно устанавливать любой КУ ТРК серии ПИЛОТ в соответствии со схемами, прилагаемыми к ТРК, вместо комплектуемых устройств управления.

КУ ТРК и ПДУ ПИЛОТ работают также и с ОУ "ТОПАЗ-106ЦМ", которыми оснащаются выпускаемые ТРК.

Часто при установке КУ ТРК или ПДУ ПИЛОТ приходится заменять ими морально или физически устаревшие устройства аналогичного назначения. При этом никаких проблем не возникает - оборудование ПИЛОТ совместимо со всем аналогичным. Чаще всего достаточно просто подключить его на место заменяемого, и сразу можно работать.

Единственное, на что следует обратить внимание при замене ПДУ "ТОПАЗ-103М" или КУ ТРК "ТОПАЗ-103МК" - подключение цепи TxD для ОУ "ТОПАЗ-106ЦМ" в разъеме РП-10-11 производится к выводу 3А (вместо 6А в ТОПАЗе). Это связанно с тем, что цепь 6А была ранее использована для подключения цепи счетных импульсов ценой 0,01 л.

При замене старых пультов Пилот на контроллеры управления, как это сейчас требуется, необходимо только подключить оборудование на место старого. Все оборудование совместимо. Никаких изменений в схемах подключения не вносилось.

Могут встретиться некоторые трудности при подключении, например при установке разъема РП-10-11 вместо РП-10-7 или РП-10-15 и при отсутствии счета импульсов при работе с электронными отсчетными устройствами.

Первая проблема решается тривиально - заменой разъема. Разъемы РП-10-11 входят в стандартный комплект поставки оборудования ПИЛОТ. Достаточно только правильно распаять провода, поскольку сигналы абсолютно аналогичны. К сожалению, общих рекомендаций здесь предложить нельзя, поскольку распайка семиконтактных разъемов отличается крайним разнообразием. Известно по меньшей мере четыре варианта, в отличие от фактически стандартной распайки одиннадцатиконтактных разъемов.

Отсутствие счета импульсов выражается в следующем. После подключения ТРК все работает. Колонка включается на отпуск, мотор запускается и останавливается как от кнопки на колонке, так и клавишей на Пилоте, но колонка считает импульсы, а Пилот - нет. Через 10 секунд работы он начинает выдавать двойной звуковой сигнал и вскоре автоматически отключает мотор насоса.

Первая возможная причина - неправильная полярность счетных импульсов. Корни ее возникновения - исторические. Когда разрабатывалась основа для всех последующих Пилотов - пульт дистанционного управления ПИЛОТ-01, обычной была другая полярность импульсов, чем сейчас. Все остальное оборудование благополучно забыто, а нам приходится сохранять совместимость со своими же ранее выпущеными моделями. Тем более, что часто приходится заменять еще то "допотопное" оборудование, тогда эта проблема не возникает.

Решение также элементарно и занимает ровно одну минуту. Необходимо открыть коробку на колонке и поменять местами провода, идущие от отсчетного устройства ЭЦТ-1/5, промаркированные цифрами 6 и 7. Обычно они имеют красный и синий цвета. После этого счетные импульсы меняют полярность и нормально воспринимаются контроллером или пультом.

Другая возможная причина при работе с дозировкой 0,01 л. и ТРК "Нара-41,42" - установка некоторых новых версий отсчетного устройства КЭК-50-0,25-1 в связи с внесенными в них изменениями.

Решение проблемы возможно либо установкой перемычки 2-8 (+12В-Вых) на разъеме XT2 (см. соответствующую схему), либо подключением колонки аналогично ТРК "Нара-27М1Э".

Будте внимательны, первый способ может привести к выходу из строя ОУ, если причина была просто в неправильном монтаже (замыкании цепи счетных импульсов).

Второй способ заключается в подключении выхода ТРК не на вход "10 мл. импульс" (контакт 6А разъема РП-10-11) а на вход литровых импульсов (контакт 3Б разъема РП-10-11). Импульсы в любом случае подсчитываются корректно, поскольку помехи, дребезг и прочее фильтруется оборудованием Пилот в цифровом виде.



Установка переключателей

Оборудование серии ПИЛОТ не требует программирования параметров с клавиатуры.

Настройка всех параметров работы пультов и контроллеров производится переключателями.

Данное решение применено по следующим соображениям:

  • Программирование переключателями проще и нагляднее.
  • Возникает меньшее количество ошибок при установке переключателей.
  • Нет опасности входа в режим настройки при отпуске топлива на АЗС.
  • Интерфейс программирования настроек через клавиатуру в аналогичных устройствах обычно перегружен и сложен для восприятия.
  • При замене оборудования в случае выхода из строя, возможно перенести установленные настройки из одного устройства в другое, независимо от возможности его включения.
  • Защита настроек от изменения, если это актуально, может осуществляться пломбированием отсека, что исключает необходимость хранения, запоминания и ввода паролей.

Переключателями производится настройка:

  • дискретности задания дозы;
  • сетевого номера в контроллерах управления ТРК;
  • режимов работы и типа клапана снижения расхода;
  • индикации цены/стоимости;
  • режима работы кнопки ПУСК/СТОП на ТРК (однократный или многократный пуск; тип кнопки);
  • постоянной времени цифрового фильтра;
  • времени автоматического отключения мотора ТРК;
  • электронной коррекции;
  • разрешения использования запрограммированных в ККМ параметров ТРК;
  • скорости обмена с ККМ (в ПИЛОТ-11.2);
  • и других параметров...

Здесь можно ознакомиться с назначением переключателей и их установке в различных моделях.



Подключение к ККМ

Контроллеры управления ТРК серии ПИЛОТ подключаются к стандартному порту RS-232 на контрольно-кассовой машине или на ее устройстве сопряжения.

В контроллерах применена специальная схема, позволяющая подключать к одной ККМ до 16 контроллеров без использования дополнительных устройств. То есть, для подключения контроллера к ККМ не требуются переходники, согласующие устройства, разветвители и т.п. - ничего, кроме соответствующего кабеля.

Данный подход позволяет уменьшить общую стоимость оборудования, необходимого для автоматизации АЗС. Это схемное решение также является уникальной особенностью КУ ТРК серии ПИЛОТ.

При подключении к ККМ все контроллеры ПИЛОТ соединены параллельно. При этом:

  • Контакт TxD на ККМ соединен с контактами RxD всех контроллеров.
  • Контакт RxD на ККМ соединен с контактами TxD всех контроллеров.
  • Контакт GND на ККМ соединен с контактами GND всех контроллеров.

Разъем DB-9F интерфейса RS-232 выполнен стандартным способом. Контакт 2 - RxD, контакт 3 - TxD, контакт 5 - GND. Точно так же выполнен данный разъем в компьютерах (и не только IBM-совместимых). Использование каких-либо перемычек со стороны контроллера не требуется, но их наличие не мешает работе.

Схемы кабелей отражают только особенности реализации разъема интерфейса RS-232 в различных ККМ. Которые, к сожалению, почти все выполнены нестандартно - с применением телефонных разъемов или с требованием обязательного наличия или отсутствия определенных перемычек.



Программирование ККМ

Программирование ККМ требуется для обеспечения корректной работы самой контрольно-кассовой машины.

В общем случае в нее закладываются следующие параметры:

  • факт применения данной ККМ для управления отпуском топлива на АЗС,
  • номер канала, используемого для связи с КУ ТРК,
  • тип применяемых КУ ТРК,
  • скорость обмена с КУ ТРК.
Кроме этого, для каждого типа топлива или отдела:
  • цена топлива и его наименование,
  • дискретность отпуска дозы,
  • лимит отпуска.

Эти параметры являются основными. Часть этих параметров в различных ККМ не используется и не программируется или устанавливается по умолчанию. В некоторых ККМ программируются и другие параметры.

Программирование различных моделей ККМ имеет свои правила и особенности, рассмотренные в разделе "Работа с ККМ".

К сожалению, версии программного обеспечения ККМ обновляются часто, поэтому часть сведений может устареть. В случае обнаружения расхождений, используйте "Руководство по эксплуатации" контрольно-кассовой машины.



Программирование параметров ТРК

Параметры ТРК программируются в ККМ и, в последующем, могут быть переданы в контроллер управления ТРК.

Из всех моделей контрольно-кассовых машин, только SAMSUNG ER-250RF и SAMSUNG ER-4615-RF требуют обязательного программирования данных параметров.

КУ ТРК серии ПИЛОТ используют параметры ТРК для передачи информации, характерной для данного экземпляра ККМ на АЗС:

  • настройка скорости обмена (2400,4800,9600 бит/с),
  • использование дополнительных сетевых номеров,
  • установка режима автоматического переключения каналов в ПИЛОТ-22.

Передача этих параметров контроллеру для работы не требуется, но позволяет настроить некоторые дополнительные возможности.

Все параметры при выпуске установлены по умолчанию. Скорость обмена установлена в 9600 бит/с. Автоматического переключения в ПИЛОТ-22 нет. Дополнительные отделы, позволяющие отпускать топливо с одной ТРК по различным ценам, не используются.

Назначение параметров ТРК в контроллерах ПИЛОТ приведено на отдельной странице.

При отсутствии необходимости в использовании параметров ТРК, или их ошибочном программировании можно запретить их использование и работать со значениями, установленными по умолчанию.


НПП "СЕМИКО" (383) 271-01-25 (многоканальный)